немного инфо, о том вообще что такое магия в свете временных традиций, очень полезно как новечкам так и продвинутым магам. (составлено на основе различной литературы и энциклопедических данных
Магия — это искусство воздействовать посредством высшей и
сверхъестественной силы. Сведения человека о магии и его попытки
использовать ее, чтобы укрепить свой дом в окружающем мире, древни и
универсальны и являются частью всех религиозных систем. Ранние
свидетельства о магии относятся к наскальным и пещерным рисункам эпохи
палеолита, по некоторым изображениям можно предположить, что древние
совершали магические обряды для обеспечения успешной охоты. Различные
магические системы и философия распространились по всему миру, и по
этому вопросу были написаны многотомные исследования. Приведенная здесь
дискуссия покажет развитие западной магии и ее роли в ВОЛШЕБСТВЕ и
современном КОЛДОВСТВЕ, а также НЕОЯЗЫЧЕСТВЕ. Слово "магия "происходит
от греческого "мегус", что означает "великое" (как великая наука) или
от греческого слова "магейн", наука и религия Зороастра. Бесчисленные
определения магии были предложены многими, кто практиковал и изучал ее,
хотя магия и не поддается более точному описанию. Несмотря на то, что
существуют системы магии — а некоторые из них чрезвычайно сложные, —
магия остается во многом индивидуалистической практикой. Каждый
человек, занимающийся магией, воспринимает ее по-своему. Магия, как
наука, работает в согласовании с естественными законами Вселенной. В
отрывке из "Готии" "Лемегетона царя Соломона", в КОЛДОВСКИХ КНИГАХ
говорится, что, начиная с 1500 годов, магия определяется как:
"...высшее, наиболее абсолютное и божественное знание натуральной
философии, выраженное в трудах и чудесных действиях с прямым пониманием
внутренней или оккультной добродетели вещей, так что истинные агенты
соотносятся с истинными пациентами, и тогда могут быть достигнуты
странные и восхитительные эффекты. Если маги являются глубокими и
усердными исследователями природы, они благодаря своему умению знают,
как добиться эффекта, который среднему обывателю покажется чудом".
АЛИСТЕР КРОУЛИ, вероятно, дает наиболее сжатое современное определение
магии, как "науки и искусства изменять в соответствии с волей"
("Теоретическая и практическая магия", 1929). Кроули дальше утверждает,
что "любое требуемое изменение может быть осуществлено с применением
подходящей степени силы и соответствующей манеры через подходящего
медиума к подходящему объекту". Он считает, что "каждое намеренное
действие — это магический акт", и если магический акт оказывается
безуспешным, это означает, что производящий его не выполнил всех
требований для достижения успеха.
Недавно адепт неоязычества (ИСААК) БОНЕВИЦ в "Настоящей магии" (1971)
определил магию в терминах, характеризующих энергию: "...наука и
искусство сочетания системы концепций и методов для построения
человеческих эмоций, изменяющая электрохимическое равновесие
метаболизма, использующая ассоциативную технику и способы
концентрировать и фокусировать энергию, таким образом модулируя
передачу энергии человеческим телом обычно для того, чтобы
воздействовать на энергию других образцов, одушевленных или
неодушевленных, но чаще всего для того, чтобы воздействовать на
энергетическую модель личности". Магию описывают как белую, черную и
серую, но в сущности она бесцветна. Магия нейтральна, вне морали. Ее
нельзя склонить к добру, злу, она не может служить двусмысленным целям,
зависящим от намерения колдуна. Различие между "белой" и "черной"
магией сравнительно недавнее и, по утверждению оккультиста А.Е.Уэйта,
зависит от резких контрастов между добрыми и злыми духами. Эти различия
были гораздо менее заметными в древние времена. Антрополог Бронислав
Малиновский (1884 — 1942) утверждал, что магия имеет три функции —
производить, защищать и разрушать, и имеет три элемента — заклинания
или песнопения, обряд и статус осуществляющего колдовство, — он обычно
проходит процесс очищения, который изменяет состояние его сознания
(сюда входит пост, вдыхание курений, прием лекарств, пение, танцы и так
далее). Простейшая форма магии — это механическое колдовство, в котором
производится физическое действие, благодаря которому достигается
результат. Например, растапливают восковое изображение на огне, и
жертва от этого умирает;
разбрызгивают кровь по полю, чтобы обеспечить большой урожай на
следующий год; на веревках завязывают узлы, чтобы сохранить ветер,
необходимый для плавания по морю. Обычно такое колдовство или
заклинание производят, одновременно читая магические песнопения или
заклятья (см. ЧАРЫ), чтобы действо оказалось эффективнее. Высшая форма
колдовства включает в себя обращение за помощью к духам или божествам.
Колдовство, из которого выросло ведьмовство, образовало массу народных
колдовских приемов, практикуемых ежедневно, чтобы воздействовать на
повседневные же вещи: например, чтобы корова давала больше молока,
чтобы сбивалось масло, чтобы излечилась болезнь или чтобы чей-то дом
обошли молния или колдовские наветы. Джеймс Дж.Фрэзер в "Золотой
виселице" (1890) рассуждает, что вся магия основывается на законе
симпатии, который гласит, что все вещи связаны между собой невидимыми
нитями. Иногда колдовство называют симпатической магией. Далее Фрэзер
делит симпатическую магию на два типа. Гомеопатическая магия
утверждает, что подобное порождает подобное: растопление воска вызывает
смерть. Контагиозная (передающаяся непосредственно и через третьих лиц)
магия устанавливает, что если вещи вступают в контакт, то они
продолжают оказывать воздействие друг на друга даже на расстоянии.
Например, рана может волшебным образом исцелиться, если натереть мазью
меч, которым эта рана была нанесена. Колдовство широко распространено в
племенах сообществах, и часто применялось в античных цивилизациях
Месопотамии и Средиземноморья. Древние египтяне, персы, вавилонцы,
греки, римляне и евреи имели свои магические системы, позже оказавшие
огромное влияние на магию Запада. В Египте фараоны считались божествами
и в представлении людей обладали исключительными способностями.
Существовало два класса колдунов. Наиболее почтенными были обученные
жрецы, профессиональные чародеи, выступавшие заместителями фараона,
которые не имели возможности отправлять все необходимые магические
обряды. Второй класс составляли непрофессиональные колдуны, равноценные
народным колдунам, знахарям и кудесникам. От египетской магии пришла
концепция власти священных имен, которая оказала влияние на европейскую
магию в средние века в эпоху Возрождения (см. ВЛАСТЬ ИМЕН). Греки
развили обе системы и философию магии, которые были заимствованы из
Египта, Ближнего Востока и находились под влиянием этих стран. Греки
видели в магии два отдельных класса: высокий и низкий. Высокая магия,
которая опирается на помощь благодетельных духов, сродни религии. Ее
называют теургия, или "создание вещей, подобающих богам". Теургическую
магию практиковали неоплатонисты, приверженцы философской и религиозной
системы, получившей развитие в Александрии в III веке н.э., которая
основывалась на смеси доктрин Платона и других греческих философов с
восточным мистицизмом, иудаизмом и христианством. Платон верил в
моральную нейтральность природной магии. Низкая магия в Греции
(колдовство) завоевала дурную репутацию за мошенничество уже к V веку
до н.э. Практиковавшие колдуны не были жрецами, но индивидуумами,
объявившими, что обладают колдовской властью и за плату могут помочь
клиенту. Самая низшая форма этой магии называлась "гоэтея": этим словом
пользовались те, кто произносил заклятия, заклинания и приготавливал
приворотные зелья и снадобья. Римляне применяли колдовство, в том числе
счетную магию, чтобы поразить соперников и продвинуться на политическом
поприще, а заодно поправить материальное положение. И хотя колдовство
было популярно в народе, частная практика очень пугала власти, и против
магии были выдвинуты суровые законы. Закон Корнелия гласил, что
"заговорщики, чародеи и те, кто пользуется колдовством в недобрых
целях, а также те, кто вступает в сделки с демонами, разрушает
первоэлементы и уничтожает восковые изображения, будут караться
смертью". Христианская церковь начала отделять магию от религии в 364
году н.э., когда экуменический совет Лаодисии издал канон, состоявший
из тридцати шести пунктов, запрещающий священнослужителям и жрецам
становиться магами, кудесниками, астрологами и математиками. В 525
пункте четвертого канона совета в Оксии были запрещены консультации
колдунов, авгуров и идолопоклонников, а также незаконные гадания по
дереву и хлебу. В 613 пункте Турского Собора содержалась инструкция,
которая предписывала священникам учить публику тому, что колдовство не
способно исцелить от болезни. Церковь отлучила гадальщиков и ворожей в
692 пункте и повторила свои запреты на гадания в 721 пункте. Ворожба
вообще-то не является колдовством, поскольку она включает лишь попытки
истолковывать знаки и распознавать будущее, но не влиять на него,
однако запреты и ограничения по отношению к гадальщикам указывали на
то, что церковь пересмотрела свое отношение к магии. Это вызвало
великие преследования колдунов и ведьм во времена инквизиции. Хотя
церковь и возражала против частной практики колдунов, она поглотила и
восприняла элементы теургической и гоэтической магии и
христианизировала их в собственных обрядах и церемониях. Гоэтическая
магия колдунов и ведьм, по словам церковников, была отнесена к злу, а
ведьмы, как предполагалось, получили свою волшебную власть от сговора с
дьяволом (см. ДОГОВОР С ДЬЯВОЛОМ). Примерно с VII по XVII век свой
расцвет переживала алхимия. Алхимия не является ответвлением магии, но
многие алхимики также были и теургическими магами. Алхимия базируется
на герметике, ее корни можно проследить у древних египтян, которые, как
говорили греки, верили в волшебные свойства металлов и сплавов и умели
выделять золото и серебро из их природных форм. Алхимики преследовали
три основные цели: трансмутацию основных металлов в золото и серебро,
открытие эликсира жизни, который сможет обеспечить бессмертие, и
создание искусственного человека — гомункула. Ключ к трансмутации и
эликсиру лежал в обнаружении философского камня, неопределенного
материала, который, как считали, был либо камнем, либо порошком или
жидкостью, который можно было добыть легко, но распознать его мог лишь
посвященный. Как утверждали некоторые эксперты, истинная цель алхимии
держалась в тайне и заключалась в духовном возрождении человека.
Примерно начиная с VIII по XVI век из неоплатонизма возникли различные
формы средневековой магии в сочетании с каббалистическими Доктринами и
восточными учениями, привнесенными в Европу Крусадеро (см. КАББАЛА).
Очень мало в этом было трансцендентного. Средневековая магия в Европе
объединилась в систему в XII веке. Рыцари Ордена Храма (см. ТАМПЛИЕРЫ),
образованного в 1118 году, развили магическую систему, известную по
ианнитской секте в Иерусалиме. Другие европейские маги были
образованными людьми, учеными, врачами и алхимиками. Их магия
заключалась в замысловатых процедурах, включающих одеяние, специальные
инструменты, магические символы и, самое важное, святую ВЛАСТЬ ИМЕН,
которые, будучи произнесенными в заклинаниях, вызывали и изгоняли
различные духи. Непроизносимое имя еврейского бога Яхве,
Тетраграмматон, стало самым могущественным именем. Маги работали в
защищающем МАГИЧЕСКОМ КРУГЕ. Вплоть до XIII столетия, до начала
инквизиции, чародеев не слишком беспокоила церковь. В XIII и XTV веках
философия Аристотеля возобладала над философией Платона и стала более
популярной. По мысли Аристотеля, не существует естественной магии, она
может быть либо божественной, либо демонической. К XV веку чародеи
становятся церкви поперек дороги, им начинают мешать и чинить
препятствия, хотя в то же время их никогда не преследовали столь рьяно,
как колдунов и ведьм, которых тысячами сжигали за ересь. Своего пика
средневековая магия достигла в эпоху Возрождения в лице Агриппы фон
Неттенгейма и ПАРАЦЕЛЬСА в Европе и ДЖОНА ДИ и Роберта Фладда в Англии.
"Оккультная философия" Агриппы оперирует божественными именами,
естественной магией и космологией. Парацельс выделял герметическое
учение: "что вверху, то и внизу", утверждавшее, что микрокосм Земли
отражает макрокосм Вселенной. Вместе со своим партнером Эдуардом Келли,
Ди развил систему ЭНОХИ-АНСКОИ МАГИИ, языка заклинаний и вызываний
духов, а также путешествия в астральные плоскости. Каббалист Фладд
сделал попытку примирить неоплатоническую и Аристотелеву философию и
соотнести учение Аристотеля с каббалой. Он писал книги в защиту
каббалы, магии и алхимии. Неоязыческая волшебная магия представляет
собой смесь теургии и гоэтии. Она содержит элементы народной магии,
церемониальной магии и сексуальной магии. (Некоторые ведьмы
дополнительно включают незападные элементы в свою практику.) Ведьма
работает внутри магического круга и использует четыре основных
магических орудия, которые соответственно обозначают: меч — огонь,
магическая фигура — землю, кубок — воду и волшебная палочка — воздух
(см. ПЕРВОЭЛЕМЕНТЫ). Дополнительно ведьма использует курильницу, чтобы
возжигать ладан, а также часто применяет серп и веревку для завязывания
узлов (см. ОРУДИЯ ВЕДЬМ). В качестве церемониальных магических
инструментов приборы ведьмы в идеале должны быть сделаны ее
собственными руками или быть новыми, неиспользованными, на них должны
быть нанесены магические оккультные знаки или руны, а также они должны
быть освящены четырежды — водой, пламенем свечи, ладаном и солью.
Ведьма вызывает к жизни силы природы, первоэлементы и
духов-первоэлементов, которые управляют первоэлементами (см ДУХИ
СТИХИЙ), и обращается ко многим ликам Богини и Бога. Многие ведьмы
уверены, что имеют дело только с благодушными существами и божествами и
служат для хороших целей. Многие заклинания ведут свое происхождение от
языческого колдовства и народной магии, которые базируются на
Фрэзеровском законе симпатии. В своих ритуалах ведьмы используют цвета,
запахи звуки, движения, символы и визуальные образы. Ведьмы не
совершаю! кровавых жертвоприношений. Английский чернокнижник ДЖЕРАЛЬД
ГАРДНЕР способствовал возрождению современного ведовства, доминирующая
форма которого, известная в настоящее время под названием
Гарднерианская традиция, получила ритуальные материалы из подлинного
собрания потомственных ведьм, в котором Гарднер принимал участие. Он
заимствовал материалы из писаний Алистера Кроули. Вдобавок Кроули
сделал его почетным членом общества О.Т.О., он был масоном и провел
много лет жизни, работая на Востоке в качестве английского гражданского
служащего. Гарднер установил восемь способов увеличения мощности для
магии. Многие ведьмы были вдохновлены оккультными книгами ДИО-НА
ФОРЧУНА, члена раздробленной группы Стеллы Матутиной, принадлежащей
Герметическому Ордену Золотой Зари. Вот восемь гарднеровских способов
занятия магией, которые обычно используются комбинированно: 1.
Медитация или концентрация. Это входит в подготовку церемониального
мага, когда он или она представляют себе ясную идею и видят цель
ритуала, отвергают все остальные мысли и концентрируют внимание на
насущной задаче. Гарднер, очевидно, изучал действенность приемов
восточной медитации, используемой в магии и в мистицизме за те долгие
годы, что он провел на Востоке, работая гражданским служащим. Восточная
медитация подразумевает контроль за дыханием (пранайяма), твердую
уравновешенную позу (асана), жесты, произведенные пальцами и руками
(мудра), и песнопения-заклинания (мантра). 2. Песнопения, заклинания,
вызывания. Песнопения сначала распевают в медленном темпе и тихо, затем
убыстряют темп и переходят на крик. Когда магическая сила достигает
вершины, ведьма ослабляет звук. Заклинания являются комбинацией
движения, жеста и пения рифмованных песнопений (в соответствии с
установленной целью ритуала), они направлены на достижение желаемого
эффекта или преобразования. Призывы (вызывания) являются приглашениями
или явлением божеств, которые должны помочь (см. ВЫЗЫ-ВАНИЕ И
ЗАКЛИНАНИЕ ДУХОВ). 3. Транс, или уход в астрал (астральная проекция). В
астральной проекции некто покидает тело и путешествует по астральному
царству в астральном теле или в дубле, духовной копии физического тела.
Дубль сохраняет связь с физическим телом с помощью серебряной нити. Он
может проходить через материальные предметы и путешествовать со
скоростью мысли. Для большинства людей это явление невидимо, хотя
психически гармоничные люди могут ощущать присутствие дубля или видеть
его. Когда дубль находится вне тела, физическая форма, кажется,
находится в глубоком сне. Существует теория, что сон — это уход в астрал.
Гарднер советует ведьмам не пытаться выходить из телесной оболочки до
тех пор, пока они не достигнут ясновидения. Он предлагал выйти из тела
в согнутой позиции: с вытянутыми вперед руками, чтобы создалось
ощущение, что человека толкнули вперед. При этом следует легкими,
тянущими движениями размахивать серпом или кнутом, сделанным из
веревок. Путешествуя в астральном царстве, ведьма может быстро
перемещаться на дальние расстояния, вступать в связь с сопровождающими
ее духами и заглядывать в будущее. Можно проводить полезную работу,
включающую анализ проблем и поиск их решения, достичь возможности
присутствовать и наблюдать за кем-либо, а также доставлять целительную
энергию. Также возможно использовать астральную проекцию, чтобы
оказывать влияние на спящих или предпринимать психическую атаку, однако
большинство ведьм эффективно защищаются от вредных манипуляций над их
действиями (см. ВИККАНС-КОЕ НАСТАВЛЕНИЕ). Ведьмы из прошедших столетий,
утверждавшие, что они в виде духов посещали ночные шабаши, наносили на
тело волшебную мазь и вполне могли испытывать на себе воздействие
астральных проекций. Без сомнения, некоторые случаи путешествия духов
были не чем иным, как галлюцинацией, вызванной компонентами,
содержащимися в мазях. Однако в записях многочисленных судебных
заседаний ведьмы утверждают, что во время путешествий в виде духов они
оставляли телесную оболочку, а их дух преобразовывался в мышь, кошку,
зайца или другое животное (см. МЕТАМОРФОЗЫ). Такие утверждения были
распространены в судах над БЕНАНДАН-ТИ, языческим аграрным культом в
Италии в XVI и XVII-x веках, в котором многие крестьяне принимали
участие в ночных спиритических действах и сражениях с ведьмами за
урожай. Бенанданте Паоло Гаспарутто, представший перед судом инквизиции
в 1580 году, признал, что он отправлялся на ежегодные игры и борьбу
"будучи невидимым духом, оставившим телесную оболочку". Две
женщины-ведьмы, сожженные в 1571 году у столба в Лукке, признавались,
что также оставляли свои тела. Так об этом говорится в книге "Ночные
сражения: ведьмовство и аграрные культы в шестнадцатом и семнадцатом
веках", написанной Карло Гизбургом (1966, 1985). Полиссена из
Сан-Маркарио сообщала о своей тете, уговаривавшей девушку стать
ведьмой. Однажды ночью ее окликнул голос тети. "Пойдем", — сказала она,
и девушка намазала тело мазью и "превратилась в кошку, оставила тело
дома, спустилась по лестнице и вышла из двери". Другая ведьма —
Маргарита из Сан-Рокко, — призналась, что "уходила на игры не в виде
человека, а в виде духа, оставляя тело дома". Осужденные по делу
Бенанданти также свидетельствовали, что оставленное тело невозможно
было пробудить ото сна никакими, даже огромными усилиями, а если в
такой момент этих людей принимали за мертвых и хоронили, то их дух
навечно становится блуждающим или же до тех пор, пока это тело не
умрет. 4. Ладан, вино и наркотики. Запах ладана способствовал изменению
сознания, эти приемы использовали ведьмы, а также церемониальные маги.
Гарднер говорил, что умеренное количество вина, выпитое перед или во
время ритуала, придавало больше силы, но слишком крепкие напитки или
большое количество выпитого могло вызвать потерю самоконтроля у ведьмы.
Некоторые ведьмы пробовали употреблять наркотиками. 5. Танцы. Ведьмы
держат друг друга за руки и начинают водить магический хоровод,
увеличивая темп, пока сила танца не достигает пика. Когда магия
ослабевает, они падают на пол или на землю. 6. Контроль за
кровообращением с использованием жгута. Перевязывание конечностей
веревками ограничивает кровообращение и изменяет сознание, в результате
чего открывается третий ясновидящий глаз и возникает астральная
проекция. Некоторые ведьмы утверждают, что Гарднер узнал об этих
приемах, когда он жил и работал на Востоке. Эта практика таит в себе
опасность, ибо перевязывание может быть слишком тугим, способным
нанести физическое увечье. Веревки также используют в магии узлов,
которые сдерживают и освобождают магическую силу (см. ВЕДЬМИНА
ЛЕСТНИЦА). 7. Бичевание. Религиозные мистики в течение многих веков
применяли порку. В ведьмовстве она была обычно легкой, медленной и
непрерывной. Бичевание — более мягкая форма контроля за
кровообращением, поскольку оно оттягивает кровь от мозга. Не во всех
традициях ведьмовства использовалось бичевание. А в тех традициях, где
оно применялось, роль его, начиная с 1960-х годов, уменьшилась. 8.
Великий обряд. Обрядовая сексуальная связь между верховным жрецом и
верховной жрицей сборища, как говорят, высвобождает огромную магическую
силу (см. ВЕЛИКИЙ РИТУАЛ). Это приводит к тому, что сознание
фокусируется на цели ритуала и в идеале высвобождает магическую силу в
момент достижения высшей точки. Великий обряд часто устраивают
символически, а не на самом деле. Начиная с древних времен секс всегда
был неотъемлемой частью магии и религиозных обрядов. Многие современные
ведьмы находят огромное сходство между ведовством и тантрой Востока.
Тантра — это сложная мистическая традиция физической свободы и
самопросветления, достигаемого через наслаждение, включающее единение
мужского и женского начал. Женщина и мужчина становятся воплощением
богини и бога. Существуют различные тантрические секты, в чьих ритуалах
присутствует секс, концентрация, йога, звук (мантра), контроль за
дыханием, формой, жестами и позой, дарение цветов, ладана и других
предметов. В тантре секс присутствует для достижения духовного экстаза,
к которому ведет контроль за оргазмом и семяизвержением. Половой акт не
считается ни моральным, ни аморальным, но расценивается как механизм,
поднимающий могущественную энергию "кундалини". Содержащаяся в оргазме
энергия высвобождает кундалини, которое возрастает через "чакра"
(колебания) тела с головы до ног, и в результате достигается
блаженство. И на Востоке, и на Западе широко распространено поверье,
что ритуальный секс помогает сохранить молодость.