ЛЫСАЯ ГОРА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЛЫСАЯ ГОРА » Ведьмы » Ведьмы: история


Ведьмы: история

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Слово "ведьма" вероятно произошло от слова "ведь" - знание, это позволяет предположить, что изначально ведьмами называли знахарок (ведуний). К их помощи прибегали в сложных ситуациях и взависимости от результата ворожбы награждали или казнили. Ведьма не является представителем абсолютного зла: она может и помогать, предупреждать, давать ценные советы. Им приписывают умение привораживать и отвораживать, лечить и прорицать. Ведьма занимает промежуточное положение между миром людей и нечистой силой, с которой непосредственно связана. Не случайно к ведьмам относились настороженно, особенно после принятия христианства на Руси.
Ведьмой надо либо родиться (способности ведьмы передаются по наследству), либо стать ею, заключив договор с нечистой силой. В последнем случае говорили, что в женщину вселился злой дух.
     Внешне  ведьма выглядит как обычная женщина, хотя иногда ей приписывается наличие хвоста и рожек.  К тому же ведьма обдадает тяжелым взглядом и никогда не смотрит в глаза другим людям, поскосльку в ее глазах можно увидеть перевернутое изображение человека. Часто ведьму описывают безобразной старухой, отмеченной каким нибудь физическим уродством (хромотой, горбом). Но нередко свойства ведьмы приписывают молодой, красивой женщине или девушке, полагая, что так ей легче завлекать в свои сети людей.
     По ночам душа ведьмы может покидать тело, чтобы вредить: она может навести порчу на людей, дом, животных, растения. Ведьма способна вызывать дождь, ураган, град, пожары, бури, засухи. Может окалдовать человека, превратив его в коня и заездив до смерти, или же оставив в облике животного.
     Чтобы распознать ведьму, следует осуществить специальные обряды. Так, считалось, что, увмдев купальские костры, ведьма начинает мучиться - корчиться и страдать головной болью. Чтобы ее обезвредить, следовало выманить ведьму к костру, вылив в огонь молоко коровы, на которую она навела порчу. У костра ее нужно облить вскипяченной на купальском огне водой с брошенными туда иглами.  Считается, что ведьма не тонет.
     Защищались от ведьм, заговаривая трубы, чтобы она не влетела в дом, укрепляли на ворота свечу, освященную в церкви на сретение. Оберегом могли стать воткнутая вверх прутьями метла на длинной палке;  зубья бороны или вил, нож, топор,  или другие режущие предметы под порогом или укрепленные над входом. Также осыпали дома и дворы маком, очерчивали мелом круги, наносили кресты на ворота, окна и двери. Помогали и травы: полынь, чеснок. Ведьмы проявляют себя прежде всего по праздникам, в периоды полнолуния и в грозовые ночи.  В эти дни ведьмы слетаются на  шабаш, при этом "транспортным средством" были метла, лопата, кочерга, коса, вилы, ступа, палка, лошадинный череп, конь, кабан или обращенный в них человек. Местами сбора были перекрестки и  "лысые" горы.
     Считалось, что ведьмы остаются опасными и после смерти, поэтому их хоронят вниз лицом или забивают в гроб осиновый кол

0

2

Во время суда за колдовство и черную магию необходимо было доказать наличие двух вещей — любимца и «знака ведьмы». И то, и другое несложно было отыскать. «Любимцем» могло быть любое домашнее животное, даже таракан, ползущий по полу жилища. За «знак ведьмы» также принималось что угодно — от большого размера соска, что само по себе считалось неопровержимым доказательством, до любой физической аномалии, вроде бородавки или родинки. Только абсолютно совершенное тело могло выдержать столь тщательную проверку. Впрочем, в этом случае в вину могло быть поставлено физическое совершенство.
Проверка была доскональной, и в этом нет никаких сомнений. Подозреваемую женщину раздевали догола, затем сбривали с головы и тела все волосы и тщательно ее осматривали. Нередко проверка проводилась публично, в присутствии неограниченного количества исследователей ведьм. Иногда женщину привязывали к стулу, так как считали, что отметина хорошо замаскирована и скрывается в интимных местах. «Обыск», как правило, был весьма подробный. И хотя суды над ведьмами проходили под эгидой защиты морали, они разжигали садистские наклонности у палачей и толпы.

0

3

УКРАИНСКАЯ ВЕДЬМА
Этимология слова
Слово «ведьма» имеет древнерусский корень «ведъ», что связанный со значениями «ведать», «знать», «предвидеть». В санскрите «veda» означает «священное знание». То есть можно предположить, что в древности слово ведьма не имело однозначно осуждающего значения, и означало женщин, которые сохраняли тайное, сакральное знание. На правобережной Украине археологи нашли глиняные фигурки женщин-«волшебниц», которые вызывают «небесную воду».

Дуалистический образ ведьмы
Ведьма — один из ярчайших персонажей славянской демонологии. Её описания и характеристики довольно детально представлены в этнографической литературе. Она символизирует не только абстрактное зло; иногда она может выступать символом смертоносной язвы или даже смерти, и в этом смысле её действия подобный действиям вампира.
Ведьма: «Бледное морщинистое лицо, крючковатый нос, который ловит всяческие запахи, большие алчные губы, каждый глаз по пятаку, недвижимые веки, которые не может пошевелить даже направленный в глаза солнечный луч — вот портрет нечестивого существа в оскорблении женщины, без участия которой не обходилось ни одно нехорошее дело на земле». Недаром этимологи связывают происхождение слова ведьма с древнерусским существительным вѣдъ — «знание»: слово ведьма сначала употреблялось в значении «та, что всё знает», откуда развило дальнейшее «ворожея», а позднее — «злая, сварливая женщина». Распознать ведьму среди людей очень сложно: она может быть старой и молодой, перевоплощаться в разные образы. Есть две категории ведьм: прирожденные и учёные. Первым таинственная сила мастерства ведьмы дается от природы, вторые приобретают её путем обучения у первых или же получают от чертей, взамен на собственную душу. Прирожденные ведьмы в своем отношении к людям добродушнее, чем учёные. Иногда они даже помогают людям избавиться от затей учёных ведьм. Образы ведьм ярко нарисовал в своих произведениях Иван Нечуй-Левицкий. Среди людей бытовала мысль, что ведьмы портят коров, забирая у них молоко, что они накликают болезни и высасывают человеческую кровь. Согласно легендам, собрания ведьм происходили на голых вершинах гор. В образе славянской ведьмы слились добро и зло. Их бесконечная борьба символизирует идею дуализма. И хотя светлые намерения рисуются не так ярко, как противоположные им темные, однако и в этом отголоске старинных верований находим вечную идеальную правду: победу света над тьмой везде, где рассказ не ограничивается сообщением какого-то эпизода борьбы, а передает весь её ход. В современной жизни славянских народов ведьма может быть символом нехорошей, сварливой женщины, а также человека, который много знает и может влиять на ход событий.

Народная классификация ведьм
В народе разделяли ведьм на две категории — «от рождения» и «учёных». Прирожденная, природная, или «от рождения» ведьма появляется, если у кого-то рождается подряд семь девушек, а между ними ни одного мальчика, или является представительницей третьего поколения внебрачных девушек или является просто дочерью ведьмы (в зависимости от региона). Прирожденная ведьма могла родиться у матери, которая, будучи беременной, готовила праздничные вечерние кушанья и ненароком проглотила уголёк, или же когда ребенка ещё в утробе матери прокляли «в такую минуту». «Учёная» ведьма набирается своих сверхъестественных сил от другой ведьмы, или от черта, вообще от нечистой силы. Отличия между «прирождённой» и «учёной» ведьмами в том, что прирожденная ведьма может иногда и исправить причиненный вред, но ученая никогда этого не сделает: «Хуже ведьма ученная, чем прирожденная».

Инициация ведьмы
Училась ведьма у другой ведьмы или даже у самого черта. Народные пересказы связывают с процессом «инициации» ведьмы жуткие ритуалы, такие как, например, топтание иконы, прочтение молитвы наоборот, перебрасыванием через нож. Старшая ведьма также может умывать свою ученицу волшебным отваром, после чего та вылетала на улицу через печку и возвращалась уже ведьмой. Но окончательно обучение заканчивается на Лысой Горе.

Наиболее частое проявление активности ведьм
Специализация славянских ведьм — изымание молока от коров. Коровье молоко с росой — любимое кушанье ведьм. Ведьмы любят принимать у себя по праздникам всякую нечистую силу, но, чтобы её угостить, должны сперва подобраться к чужим коровам и выдоить их до крови. Прирождённая ведьма доит коров, как обычная женщина. А учёная ведьма, после первого выдою, проделывает дырку в одном со столбов своего дома, затыкает ее чёпиком, и потом молоко течёт оттуда — будто из крана. Согласно другим источникам, ведьме довольно собрать на меже или пастбище фартуком или рубашкой росу и выжать: молоко будет течь без остановки. Порой ведьма бегает доить коров перевоплощаясь в белую собаку. Если же ведьма не может украсть молоко, то она хотя бы навредит корове, у коровы из вымени вместо молока будет течь кровь. Нет ситуации в сельской жизни, в которую ведьма не могла бы вступить и не наделать вреда: она может вызвать град, разные болезни, и даже смерть, завивая закрутки на ниве; воровать звезды с неба и вызвать затмение солнца и луны. Ведьмы часто летают. Пользуются для этого веником, или метлой. Намазываются какой-то жидкостью и вылетают через печку. В украинской мифологии, цель их полета обычно — Лысая Гора под Киевом, в немецкой мифологии — Брокенов, в итальянской — Беневентский дуб. Здесь они празднуют свои шабаши, то есть разгульные банкеты, и отчитываются перед высшей нечистой силой. Происходят эти шабаши обычно на первой неделе каждого нового месяца, или под праздник, например Юрьев день, и т. п.. Иногда считается, что когда ведьма отправляется на такой шабаш, то улетает только её душа, а тело остается на месте. Если же перевернуть тело ведьмы головой туда, где были ноги, то душа уже не сможет в него вернуться. После смерти, ведьмы, как и упыри, могут вставать из могил, особенно если испытывали в жизни какую-то несправедливость, за которую хотят отомстить. На вере в это построена повесть М. Гоголя «Вий». Ведьмы будто имеют влияние на погоду, могут задерживать дождь и насылать таким образом засуху. В связи с этим суеверием был обычай испытания ведьм водой, о котором упоминает в своём «Слове», 1274 г. Серапион, епископ Владимирский, который был первым архимандритом Печерской Лавры. Он написал свое «Слово» против самосудов над ведьмами на основании своих наблюдений за жизнью украинского народа.

Распознавание ведьм
Испытание водой
В украинских судебных актах XVIII в. также встречаются непосредственные указания на испытание ведьм водой, так называемый «Суд Божий». Так, в 1709 году крестьяне и шляхтичи испытывали водой шляхтянку Яворскую: её раздели догола, связали накрест, как это обычно в таких случаях делалось — большой палец правой руки привязывали к большому пальцу левой ноги, а палец левой руки привязывали к пальцу правой руки, — между связанными руками и ногами продели шнур и спустили горемычную в воду. И если она тонула, её признали невинной. Описание подобного испытания водой показал и Квитка в своём произведении «Конотопская Ведьма». Об испытании водой упоминается уже в древнеиндусской книге Ману. Неясные указания даются и в Авесте. В древненемецком обычном праве и в законодательстве также находится описание испытания водой. Идея этого испытания заключалась, видимо, в том, что вода, как чистая стихия, отказывается принять к себе людей, которые служат нечистой силе.

Другие способы
Иллюстрация к финскому эпосу КалевалаГоворят, что тот, кто хочет увидеть ведьму, должен посмотреть через полено, в котором выпал сучок, или сквозь такое же отверстие в доске, которую тешут на гроб. Можно увидеть ведьму и через осиновую борону, изготовленную за один день.

Отличия в представлениях о ведьмах у славянских и западноевропейских народов
Немецкие ведьмы. 1700
Сожжение ведьмы. 1662В свое время проф. В. Антонович обратил внимание на отличия в отношении к ведьмам у славян, и в Западной Европе, где ведьм очень остро преследовали и сжигали — первая ведьма сожжена в Тулузе в 1275 году. На западе главным основанием для преследования ведьм было подозрение в отношениях с нечистой силой, отступлении от правдивой религии, то есть в т. н. апостазия. У славян, вместе с тем, все процессы против ведьм были построены на жалобах о каком-то конкретном вреде, который будто бы причинила ведьма. И если на западе привлекали ведьму к ответственности государственные, а чаще церковные учреждения, то у славян, как правило, подобные процессы начинали только за иском частных лиц, при наличии обиженной стороны. Примечательно, что церковная иерархия вообще не интересовалась этими делами. И на левобережной, и на правобережной Украине систематического преследования ведьм не было. Тем более нельзя говорить о массовом характере приследований, который оно приобрело на долгое время в Западной Европе. Причина мягкости судебных приговоров относительно ведьм у славян и вообще отличного от западного трактования ведьм заключалась, как писал В. Антонович — «не столько в гуманном расположении духа судей, как в отсутствии в Украине тех демонологических представлений, которые вызвали на западе жестокое преследование волшебников. Допуская возможность волшебного таинственного влияния на бытовые, повседневные обстоятельства жизни, не видели взаимосвязи этих влияний со злым духом; демонология не только не была развита, как стройно упорядоченная система представлений, но до конца XVIII в., насколько можно судить, совсем не существовала в народном воображении. Народный взгляд на волшебство был не демонологический, а исключительно пантеистический. Допуская существование в природе сил и законов, вообще неизвестных, народ считал, что многие из этих законов известны лицам, которые сумели тем или иным способом их познать. Итак, само по себе познание тайны природы не считалось за что-то греховное, противоречащее религиозному обучению…» Рассматривая и дополняя этот взгляд исследователя «Чары в Украине», К. Штепа в киевском «Перв. Гражданстве» (1928, кн. II) в свою очередь отмечал, что «не отсутствие демонологии, как думал Антонович, а особый, отличный от Западной Европы характер её был причиной и особого отношения нашей общины к её адептам». «Сами волшебники и ведьмы у нас в большинстве своём были не такие как на западе. Анализируя представления связанные с верой в ведьм и волшебников у славянских народов, мы не видим там никаких следов той волны антично-западного чернокнижья, которая прокатилось по Западной Европе и была там главным поводом для преследования ведьм. Демонологии, в понимании законченной теории, у славян не появилось, так же, как не докатились и элементы вульгарной демонологии античных народов. Примитивная демонология сохранялась в своих пережитках у славянских народов, но с верой в ведьм не была связанная, по крайней мере, мы не видим нигде её ярких следов. Кое-где замечается влияние демонологии догматической, то есть догматических представлений официальной Церкви — в представлениях о Сатане и его участии в чародейских актах. Дуалистический мотив вообще, оказывается, здесь очень слаб, хотя и не совсем отсутствующий, — возможно здесь состоялись последние волны большого дуалистического течения, которое прошло по Европе».

0

4

В духовном стихе, записанном (А. В. Валовым) в Пошехонье Ярославской губернии, душа ведьмы, уже завершившей свое земное существование, следующим образом кается в своих грехах: 
    «От коровушек молочко отдаивала, Промеж межи полоску прожиновала, От хлебушка спорынью отымывала». В этом стихе дается полная характеристика злой деятельности ведьмы, так как эти три деяния составляют специальные занятия женщин, решившихся продать свою душу чертям. Впрочем, если внимательно всмотреться в облик ведьмы в том виде, в каком он рисуется воображению жителей северной лесной половины России, то в глаза невольно бросится существенное различие между великорусской ведьмой и родоначальницей ее — малорусской. Вооще в малорусских степях среди ведьм очень нередки молодые вдовы и притом, про выражению нашего великого поэта, такие, что «не жаль отдать души за взгляд красотки чернобровой», то в суровых хвойных лесах, которые сами поют не иначе, как в минорном тоне, шаловливые и красивые малороссийские ведьмы превратились безобразных старух. Их приравнивали здесь к сказочным бабам-ягам, живущим в избушках на курьих ножках, они, по олонецкому сказанию, вечно кудель прядут и  в То же время «глазами в ноле гусей пасут, а номсом (вместо кочерги и ухватов) в печи поваруют», Великорусских ведьм обыкновенно смешивают с колдуньями и представляют себе не иначе, как в виде старых, иногда толстых, как кадушка, баб с растрепанными седыми космами, костлявыми руками и с огромными синими носами. (По этим коренным чертам во многих местностях самое имя ведьмы сделалось ругательным.) Ведьмы, по общему мнению, отличаются от всех прочих женщин тем, что имеют хвост (маленький) и владеют способностью летать по воздуху на помеле, кочергах, в ступах и т. п. Отправляются они на темные дела из своих жилищ непременно через печные трубы и, как все чародеи, могут оборачиваться в разных животных, чаще всего в сорок, свиней, собак и желтых кошек. Одну такую свинью (в Брянских местах) били чем ни попало, но кочерги и ухваты отскакивали от нее, как мячик, пока не запели петухи. В случаях других Превращений, побои также считаются полезною мерою, только советуют бить тележной осью и не иначе, как повторяя при каждом ударе слово «раз» (сказать «два» значит себя сгубить, так как ведьма того человека изломает). Этот ритуал избиения, определяющий, как и чем надо бить, показывает, что кровавые расправы с ведьмами практикуются весьма широко. И действительна, их бьют и доныне, и современная деревня не перестает поставлять материал для уголовных хроник. Чаще всего ведьмы подвергаются истязаниям за выдаивание чужих коров. Зная повсеместный деревенский обычай давать коровам клички, сообразно с теми днями недели, когда они родились, а равно и привычку их оборачиваться на зов, — ведьмы легко пользуются всем этим. Подманивая «авторок» и «субботок», они выдаивают их до последней капли, так что коровы после того приходят с поля такими, как будто совсем потеряли молоко. Обиженные крестьяне утешают себя возможностью поймать злодейку на месте преступления и изуродовать, отрезавши ей ухо, нос, или сломавши ногу. (После того в деревне обыкновенно не замедлит обнаружиться баба с подвязанной щекой, или прихрамывающая на ту или другую ногу.) 
       Многочисленные опыты в этом роде производятся повсеместно, так как крестьяне до сих пор сохранили уверенность, что их коровы выдаиваются не голодными соседками, не знающими, чем накормить ребят, а именно ведьмами. Притом же крестьяне, по-видимому, не допускают и мысли, что коровы могут потерять молоко от болезненных причин, или что это молоко может быть высосано чужеядными животными. 
      Ведьмы имеют чрезвычайно много общего с колдунами, и если подбирать выдающиеся черты в образе действий тех и других, то придется повторяться. Они также находятся между собою в постоянном общении и стачке (вот для этих-то совещаний и изобретены «лысые» горы и шумные игры шаловливых вдов с веселыми и страстными чертями)1), точно так же тяжело умирают, мучаясь в страшных судорогах, вызываемых желанием передать, кому-нибудь свою науку, и у них точно так же после смерти высовывается изо рта язык, необычно длинный и совсем похожий на лошадиный. Но этим не ограничивается сходство, так как затем начинаются беспокойные ночные хождения из свежих могил на старое пепелище на лучший случай — отведать блинов, выставляемых за окно до законного сорокового дня, на худший ~ выместить запоздавшую и неостывшую злобу и свести непоконченные при жизни расчеты с немилыми соседями). Наконец, успокаивает их точно так же осиновый кол, вбитый в могилу. Словом, бесполезно разыскивать резкие границы, отделяющие волхвов от колдунов, так же точно, как ведьм от колдуний. Даже история тех и других имеет много общего: ее кровавые страницы уходят в глубь веков, и кажется, что они потеряли свое начало — до такой степени укоренился в народе обычай жестокой расправы с колдунами и ведьмами. Правда, против этого обычая еще в средние века выступали наиболее просвещенные отцы церкви, но в ту суровую эпоху проповедь кротости и незлобия имела мало успеха. Так, в первой половине XV века, одновременно с тем, как в Пскове, во время моровой язвы, сожгли живыми двенадцать ведьм, — в Суздале епископ Серапион вооружается уже против привычки приписывать общественные бедствия ведьмам и губить их за этой «Вы все еще держитесь поганского обычая волхования, — говорил св. отец, — веруете и сожигаете невинных людей. В каких книгах, в каких писаниях слышали вы, что голода бывают на земле от волхования? Если вы этому верите, то зачем же вы пожигаете волхвов? Умоляете, почитаете их, дары им приносите, чтобы не устраивали мор, дождь ниспускали, тепло приводили, земле велели быть плодоносною? Чародеи и чародейки действуют силою бесовскою над теми, кто их боится, а кто веру твердую держит к Богу, над теми они не имеют власти. Скорблю о вашем безумии, умоляю вас, отступите от дел поганских. Правила божественные" повелевают осуждать человека на смерть по выслушании многих свидетелей, а вы в свидетели поставили воду, говорите: «Если начнет тонуть — невинна, если же поплывет -- то ведьма». Но разве дьявол, видя ваше маловерие, не может поддержать ее, чтобы не тонула, и этим ввести вас в душегубство?» 
     Однако гласом в пустыне прозвучали эта слова убеждения, исполненные высочайших чувств христианского милосердия: через 200 лет, при царе Алексее, старицу Олену сжигают в срубе как еретицу, с чародейскими бумагами и кореньями после того, как она сама созналась, что портила людей и некоторых из них учила ведовству. В Перми крестьянина Талева огнем жгли и на пытке дали ему три встряски по наговору, что он напускает на людей икоту. В Тотьмев 1674г. сожжена была в срубе, при многочисленных свидетелях, женщина Федосья по оговору» порче и т. д. Когда (в 1632 г.) из Литвы дошли вести, что какая-то баба наговаривает на хмель, чтобы навести моровое поветрие, — то тотчас, под страхом смертной казни, тот хмель запретили покупать. Спустя еще целое столетие (в 1730 г.) сенат счел нужным напомнить указом, что за волшебство закон определяет сожжение, а через сорок лет после того (1779т.) епископ Устюжский доносит о появлении колдунов и волшебников из крестьян мужского и женского пола, которые не только отвращают других от правоверия, но и многих заражают разными болезнями посредством червей. Колдунов отправили в сенат, как повинившихся в том, что отреклись от веры и имели свидание с чертом, который приносил им червей. Тот же сенат, узнавши из расспросов колдунов, что их не раз нещадно били и этими побоями принудили виниться в том, в чем они вовсе не виноваты, распорядился воево-ду с товарищем отрешить от должности, мнимых чародеев освободить и отпустить, а архиереям и прочим духовным особам запретить вступать в следственные дела о чародействах и волшебствах, ибо эти дела считаются подлежащими гражданскому суду. И вот о тех пор, как блеснул впервые в непроглядном мраке животворный луч света, — накануне XX столетия мы получаем нижеследующие известия все потому же чародейскому вопросу о ведьмах: 
      «Недавно (пишет корреспондент наш из Орла), в начале 1899 г., чуть было не убили одну женщину (по имени Татьяна), которую все считают за ведьму. Татьяна поругалась с другой женщиной и пригрозила ей, что испортит ее. И вот что произошло потом из-за уличной бабьей перебранки: когда на крики сошлись мужики и обратились к Татьяне со строгим запросом, она им обещала превратить всех в собак. Один из мужиков подошел к ней с кулаком и сказал: «Ты вот ведьма, а заговори мой кулак так, чтобы он тебя не ударил». И ударил ее по затылку. Татьяна упала; на нее, как по сигналу, напали остальные мужики и начали бить. Решено было осмотреть бабу, найти у ней хвост и оторвать. Баба кричала благим матом и защищалась настолько отчаянно, что у многих оказались исцарапаны лица, у других покусаны были руки. Хвоста, однако, не нашли. На крик Татьяны прибежал ее муж и стал защищать, но мужики стали бить и его. Наконец, сильно избитую, но не перестававшую угрожать, женщину связали, отвезли в волость (Рябинскую) и посадили в холодную. В волости им сказали, что за такие дела всем  мужикам попадет от земского начальника, так как-де теперь в колдунов и ведьм верить не велят. Вернувшись же домой, мужики объявили мужу Татьяны, Антипу, что жену его, должно быть, порешат послать в Сибирь, и что они на это согласны будут дать свой приговор, если он не выставит ведра водки всему обществу. За выпивкой АНТИП божился и клялся, что не только не видал, но ни разу в жизни даже не заметил никакого хвоста у Татьяны. При этом, однако, он не скрыл, что жена угрожает оборотить его в жеребца всякий раз, когда он захочет ее побить. На другой день пришла из волости Татьяна, и все мужики явились к ней договариваться о том, чтобы она в своей деревне не колдовала, никого не портила и не отымала у коров молока. За вчерашние же побои просили великодушно прощения. -Она побожилась, что исполнит просьбу, а через неделю из волости получился приказ, в котором было сказано, чтобы впредь таких глупостей не было, а если что подобное повторится, то виновные за это будут наказаны по закону, и, кроме того, об этом будет доводиться до сведения земского начальника. Выслушали крестьяне приказ и порешили веем миром, что наверня-ка ведьма околдовала начальство, и что поэтому впредь не следует доходить до него, а нужно расправляться своим судом». 
В деревне Теребенево (Жиздринского уезда, Калужской губернии) семилетняя девочка Саша говорила матери, что она с теткой Марьей, у которой жила в няньках, каждую ночь летала на лысую гору. 
— Когда все заснут, погасят огни, тетка Марья прилетит сорокой и застрекочет. Я выскочу, а она бросит мне сорочью шкуру, надену я ее — и полетим. На горе скинем шкуру, разложим костры, варим зелье, чтобы людей поит. Слетается баб много: и старых, и молодых. Марье весело — свищет да пляшет со всеми, а мне скучно в сторонке, потому что все большие, а я одна маленькая. 
    То же самое Саша рассказала отцу, а этот бросился прямо к Марье: 
— Безбожница, зачем ты мне дочь испортила? Заступился Марьин муж: вытолкал дурака за порог и дверь за ним затворил. Но тот не унялся — и к старосте. 
Подумал, подумал староста и говорит: 
— Нет, я тут действовать не могу, — иди к попу и в волость. 
Думал, думал отец и надумал сводить свою дочку в церковь, исповедать ее, причастить и попытаться, не возьмется ли священник ее отчитать. От исповеди, однако, девочка сама отказалась. 
— Ведьмы не молятся и не исповедуются! И в церкви повернулась к иконостасу спиной. Священник отчитывать отказался посоветовал девчонку хорошенько выпороть. 
— Какой сорокой она скидывалась, куда летала? И ты, дурак, веришь болтовне ребенка? 
Между тем, у избы встревоженного отца толпа мужи-ков и баб не расходится, и девчонка продолжает болтать свой вздор. 
    В волости жалобщику поверили и Марью признали за колдунью. Порылся писарь в законах и оповестил: 
— Нет, брат, против черта ничего не поделаешь: никакой статьи противу ею я не подыскал. 
    Пало на Марью подозрение, и слава ведьмы стала расти. Стали соседки следить за каждым ее шагом, при-поминать и подмечать всякие мелочи. Одна рассказыва-ла, что видела, как Марья умывалась, перегнувшись через порог на улицу; другая — что Марья черпала воду на сутоках, третья—что Марья в ночь на Ивана Купалу со-бирала травы и т.п. Каждый шаг несчастной женщины стали перетолковывать в дурную сторону. Мальчишки из-за угла начали в нее камнями бросать. Ни ей, ни мужу нельзя стало на улице показываться — чуть в глаза не плюют. 
— Хоть бы ты, батюшка, вступился за нас!— умолял Марьин муж священника. Священник пробовал убеждать толпу и успокаивать Марью, но ничто не помогало, и, в конце концов, невинная и кроткая Марья умерла в чахотке. 
     С того времени прошло лет 15. Саша уже давно вы-росла, давно уверяет; что рассказ ее — чистая выдумка, но теперь ей уже никто не верит: вошла девка в полный смысл и поняла, что этого рассказывать не следует. Девка она хорошая, но ни один жених за нее не сватается: ни-кому нет охоты жениться на ведьме. 
   Придется, вероятно, и ей, сидя в старых девках, обратиться к промыслу ворожеи, тем более, что такие занятия почти не опасны и очень выгодны. Мимо ворожеи не пройдут ни удалые молодцы, ни красные девицы, ни обманутые мужья, ни ревнивые жены, потому что и нынче, как и в старину, живет в людях вера в «присуху». Не надо ни лысых гор, ни придорожных восстаний, достаточно и деревенских заваленок, чтобы, узнавая сокровенные тайны, усердно заниматься приворотами и отворотами любящих и охладевших сердец: и себе на руку, и посторонним в помощь. В таких делах для ловких людей еще много простора, как бы ни назывались эта ловкачи: ведьмами или ворожеями, гадалками или знахарками, бабками или шептуньями. Вот несколько примеров из практики современных ведьм и гадалок. 
     Один крестьянин Орловской губернии тяжко провинился перед новобрачной женой и, чтобы как-нибудь поправить дело, обратился за советом к хваленой старухе-знахарке, о которой шла молва, как о заведомой ведьме. Знахарка посоветовала своему пациенту пойти в луга и отыскать между стожарами (колья, на которых крепятся стоги сена) три штуки таких, которые простояли вбиты-ми в землю не менее трех лет; затем наскоблить с каждой стожары стружек, заварить их в горшке и пить. 
А вот еще случай из практики ворожей. 
— От суседей нет мне промытой воды, — жаловалась также известной калужской ведьме одна девушка, служившая у богатого купца, — обещал взять замуж да и об-манул. Все смеются, даже малые ребята. 
— Ты только принеси мне лоскут от его рубахи, — обнадеживала ее ведьма, — я отдам церковному сторожу, чтобы он, как станет звонить, навязал на веревку этот клок, тогда купец от тоски не будет знать, куда деться, и сам к тебе придет, а ты посмейся ему: я, мол, не звала тебя, зачем пришел?.. 
Жаловалась и другая бедная девушка, пожелавшая выйти за богатого крестьянина, которому она не нравилась. 
— Ты, если можно, достань его чулки с ног, -- присоветовала ведьма. — Я отстираю их и наговорю воду ночью. и дам тебе три зерна: одно бросишь против его дома, а другое ему под ноги, когда будет ехать, третье, когда он придет... 
Случаев таких в практике деревенских ведьм бесконечно много, но замечательно, что знахарки и ведьмы воистину неистощимы в разнообразии своих рецептов. Вот еще несколько образчиков. 
Любит мужик чужую бабу. Жена просит совета. 
— Посматривай на двор, где петухи дерутся, — рекомендует ведьма, — возьми на том месте земельки горсточку и посыпь ее на постель твоей разлучницы. Станет она с мужем твоим вздорить — и опять полюбит он свой «закон» (то есть жену). 
       Для присухи девиц советуют вынашивать под левой мышкой в течение нескольких дней баранки или пряники и яблоки, конечно, прежде всего снабженные наговорами, в которых и заключена главнейшая, тайно действующая сила. 
        Только знающие и избранные ведьмы болтают не на ветер заговорные слова, а закладывают в наговоренные вещи, именно то, что потом будет врачевать, успокаивать и утешать, по желанию. Точно самым целебным зельем наполняется наболевшее сердце, когда слышат уши о пожелании, чтобы тоска, давившая до сих пор, уходила прочь «ни в пенье, ни в коренье, ни в грязи топучи, ни в ключи кипучи», а именно в того человека, который оскорбил, разлюбил или обманул обещаниями и т. п, Для влюбленных ведьмы знают такие слова, что, кажется, лучше и слаще их и придумать никому нельзя. Они посылают присуху «в ретивые сердца, в тело белое, в печень черную, в грудь горячую, в голову буйную, в серединную жилу и во все 70 жил, в во все 70 суставов, в самую любовную кость. Пусть эта самая присуха зажгла бы ретивое сердце и вскипятила горячую кровь, да так, чтобы нельзя было ни в питье ее запить, ни в еде заесть, сном не заспать, водой не смывать, гульбой не загулять, слезами не заплакать» и т. п. 
     Только исходя из уст ведьм, слова эти имеют силу «печатать» чужое сердце и запирать его на замок, но и то лишь в том случае, когда при этом имеются в руках наговорные коренья, волосы любимого человека, клочок его одежды и т. п. Всякому обещанию верят и всякое приказание исполняют: подкладывают молодым ребятам голик под сани, если желают, чтобы кто-нибудь из них в текущем году не женился, сжигают его волосы, чтобы он целый год ходила как потерянный. Если же выпачкать ему поддевку или шубу бараньей кровью, то и вовсе его никто любить не будет. 
    Но самое действительное средство в любовных де-лах —это таинственный талисман, который добывается из черной кошки или из лягушек. Из первой, разваренной до последней степени, получается «косточка-невидимка», делающая человека, который ею владеет, невидимкой. Косточка равносильна сапогам-самоходам, ковру-самолету, суме-хлебосолке и шапке-невидимке. Из лягушки достают две «косточки-счастливки», с одинаковым успехом служащие как для приворотов, так и отворотов, возбуждающих любовь или вызывающих отвращение. Об этих кошачьих и лягушечьих косточках отзываются и в сказках с полною верою в их чародейство. Добываются эти косточки очень легко; стоит выварить в котелке совершенно черную кошку — и получатся «крючок и вилочка», или стоит посадить в муравейник двух лягушек, чтобы получить «крючок и лопатку». Крючком задевают ту, которую желают привлечь к себе (или незаметно прицепляют ей на платке). Вилочкой или лопаткой отталкивают от себя ее же, когда успеет она на-доесть или совсем опостылит. Немного при этом требуется обрядов и не особенно трудна подготовка. От муравьиной кучи надо уводить задом наперед, чтобы леший не мог догнать, когда пойдет искать следов; тогда оба следа будут вести в лес, а из лесу следа не будет. В иных случаях советуют по 12-ти ночей кряду ходить к тому муравейнику и обходить его молча три раза, только на тринадцатую ночь дается в руки подобное сокровище. Впрочем, можно обходиться и без этих подходов. Неудача постигает лишь в том случае, когда пристегнутый к платью крючок отмеченная девица не проносит на себе три недели кряду и т. п. По всем приведенным данным, можно заключить, что некогда влиятельная и страшная власть ведьм, устремленная, главным образом, на любовные дела, теперь замыкается в пределах бабьего царства. В этом, конечно, надо видеть большое счастье и несомненный успех просвещения. Уже из многих мест, и притом славящихся своим суеверием, доносятся, например, такие отрадные вести: 
— В старину ведьм много водилось, а нынче что-то не слыхать. 
— Теперешняя ведьма чаще всего сводня. Так что. ведьмы не только обмирают, по старому обычаю, на Силу и Силуяна (30 июля), опившись краденого молока от чужих коров, но, по многим несомненным признакам, при новых порядках, и вовсе приготовились к настоящей смерти. 
1) За отдаленностью или прямо за неимением «лысых» гор, для свиданий признают достаточно удобными чуланы и особенно бани, причем для надзора за ними существует «ведьмак». По всему югу Великороссии это — либо колдун, либо упырь-кровосос, который, по общему всем славянским народам поверью, ходит после смерти и морит людей.

0

5

Забавные данные. Хотя, рациональное зерно в них все-равно наблюдается.

0

6

Салемские ведьмы

В 1692 году в городе Салем, штата Массачусетс в Новой Англии, группа девочек-подростков, собиравшаяся по вечерам слушать сказки рабыни Титубы и гадать о женихах, вдруг стала странно себя вести (они легко возбуждались и впадали в истерику), что было интерпретировано пастором и врачом как одержимость бесами (в ту эпоху это было привычное объяснение нервных болезней).
Девочки воспользовались мнением взрослых и начали разыгрывать из себя одержимых, корчились и бились в припадках во время проповедей, выкрикивая имена людей, якобы заколдовавших их. Первыми жертвами стали сама Титуба и некоторые одинокие и бедные женщины Салема. Затем очередь дошла и до других. К бездумной шалости подростков присоединились голоса некоторых взрослых, начавших обвинять своих недругов в колдовской порче. Всего во время этой истерии было арестовано 185 человек. Тридцать один человек был приговорен к смертной казни, девятнадцать (в том числе пятеро мужчин) повешены.

Причинам Салемского процесса ведьм посвящены десятки исследований, некоторые из них связывают его с экономическими и политическими проблемами деревни Салем (ныне Денвере, штат Массачусетс); другие — с подавлением сексуальной, возрастной или расовой враждебности, с неравными избирательными правами, с ущемлением женщин, с застарелой английской региональной враждой, с эрготизмом — отравлением хлебной мукой, приведшим к галлюцинациям. Некоторые исследователи считают виновниками процесса ревностных церковных прихожан. Независимо от причин, все участники событий безоговорочно верили, что колдовство несет серьезную угрозу здоровью и духовному благосостоянию колонии.
Разделение деревни. Пуритане, покинувшие Англию с Роджером Конантом во главе и поселившиеся в Салеме в 1626 году, надеялись найти мир на новой земле. Первое название поселка "Наумкеаг" происходит от индейского "земля трех рек". Незадолго до 24 июля 1629 года город получил новое название Салем, происходящее от еврейского слова "шалом", то есть "мир". До мира однако было очень далеко.

В течение многих лет жители Салемской деревни не ладили с администрацией соседнего города Салем, которая имела юридическую, церковную и налоговую власть над селянами. Они должны были посещать городские церковные службы, хотя расстояние до города составляло 10 миль. В 1666 году деревенские жители обратились с прошением к городу и Генеральному суду колонии о разрешении построить молельный дом и нанять священника. В конце концов в 1672 году они добились такого разрешения.
Само по себе это дозволение не сделало селян полноценным сообществом, они остались всего лишь приходом города Салем. Пуританский храм XVII века — это не здание со священниками и священнослужителями. Связь пуритан с Господом осуществляли "выборные" — немногочисленные избранники, наделенные священной благодатью, имеющие право взывать к силе Господа и исповедовать прихожан. Верующие, посещавшие молельный дом в деревне, все равно ездили в город в настоящую церковь на исповедь. Растущее недовольство селян своим положением, споры о том, кто в деревне имеет право выбирать священников, рассматривались уже не как юридическая проблема, но как "неугомонное волнение духа" — некий моральный дефект в характере жителей Салемской деревни. В 1689 году четвертым по счету священником в деревне стал Сэмюэл Пэррис. К этому времени деревня окончательно раскололась на сторонников тесных связей с городом и их противников, считавших, что она должна пользоваться самостоятельностью. Пэррис встал на сторону сепаратистов. Вскоре противоборствующие группы превратились в лагеря противников Пэрриса и его сторонников.

Начало истерии. Преподобный Пэррис помимо своей воли каким-то образом спровоцировал начало процесса. Прежде чем стать священником, Пэррис был купцом на Барбадосе и привез оттуда в Массачусетс пару рабов, Джона и Титубу Индейцев (последнее слово не было, вероятно, фамилией семейной пары, но лишь прозвищем, указывающим на их национальную принадлежность). Титуба присматривала за девятилетней дочерью Пэрриса, Элизабет и его одиннадцатилетней племянницей Абигайль Уильяме. Зимой, когда погода не позволяла девочкам гулять на улице, Титуба, вероятно, рассказывала им истории о своем родном Барбадосе и о вуду.

Очарованные рассказами о том, что пуритане считали запретным, девочки вскоре увлеклись оккультизмом. Объединившись со своими деревенскими подругами в возрасте от 12 до 20 лет (Сюзанной Шелдон, Элизабет Бут, Элизабет Хаббард, Мери Уоррен, Мери Уолкотт, Сарой Черчхилл, Мерси Льюис и Энн Патнем младшей, дочерью Энн Патнем старшей), девочки пытались предсказывать будущее. Они соорудили примитивный магический шар, погрузив яйцо в стакан воды, и пытались узнать род занятий своих будущих мужей. Одной из них привиделся гроб, означавший смерть. То, что началось как веселая игра, превратилось в опасное колдовство.

В январе 1692 года Бетти Пэррис первой из девочек начала страдать припадками, забиваться в темные места, издавать странные звуки и кривляться. Теперь невозможно выяснить, действительно ли девочки считали себя одержимыми или же они притворялись, чтобы скрыть свои занятия магией с Титубой. Во всяком случае, преподобный Пэррис решил посоветоваться с бывшим священником Салема преподобным Деодатом Лоусоном и преподобным Джоном Хейлом из Беверли. В феврале они обратились к деревенскому доктору Уильяму Григгсу, у которого работала одна из заболевших, Элизабет Хаббард. Григгс не смог объяснить заболевание девочек и поставил диагноз: околдованы.

Пуритане XVII века верили, что колдовством можно вызвать болезни и смерть. В соответствии с поверьями тех дней они полагали, что ведьмы черпают свою силу от дьявола. Так что единственным лечением могла стать поимка виновной ведьмы или ведьм и их истребление. После многочисленных увещеваний и молитв девочки, не имея возможности или желания признаться в обмане, начали называть имена своих обидчиков.

Незадолго до этого тетя Мери Уолкотт, Мери Сибли, попыталась найти ведьм с помощью магии. Она попросила Титубу приготовить ведьмовской пирог из ржаной муки, смешанной с мочой больных девочек. Затем пирог, приготовленный по традиционному английскому рецепту, скормили собаке. Если бы девочки действительно были заколдованы, то собака либо сама начала бы страдать, либо нашла бы ведьму, превратившись в ее СПУТНИКА. Преподобный Пэррис жестоко осудил Мери Сибли за то, что она "искала помощи Дьявола, чтобы сражаться с ним же", отчитал ее за грехи и подверг публичному унижению в церкви. Но слово было произнесено: "Дьявол поднялся среди нас, и гнев его стремителен и ужасен, — говорил Пэррис. — Одному Богу известно, когда нам удастся заставить его замолчать".

Клич против ведьм. Первыми жертвами призыва Пэрриса стали сама Титуба, Сара Гуд и Сара Осборн. Жен в Салеме обычно называли "гуди", обращение "мисс" или "миссис" сохранялось для женщин более высокого ранга. Гуди Гуд открыто побиралась, так как ее муж был не в состоянии прокормить семью. Гуди Осборн, старая и прикованная к постели, в недалеком прошлом вызвала неодобрение односельчан, разрешив своему слуге жить в ее доме до свадьбы. Не обвинить Титубу было бы просто странно. Настороженных соседей не удивило, что все три оказались ведьмами, не посещавшими церковь.

Хаторном и Джонатаном Корвином. На всех допросах присутствовали девочки. Как только в комнату входила очередная арестованная, у них начинались приступы кашля и конвульсии. Девочки утверждали, что духи этих женщин рыщут по дому, кусают и щиплют их или появляются где-нибудь в комнате, чаще всего на потолочных перекладинах, в образе птиц или других животных. Хаторн и Корвин гневно спрашивали у женщин, как они смеют издеваться над девочками, но обе Сары отказывались признаться в каких-либо преступных действиях.

Титуба, однако, уже выдала себя преподобному Пэррису, приготовив ведьмовской пирог. Опасаясь, что на суду станет известно о ее зимних рассказах и колдовстве, она призналась в том, что она ведьма. Она утверждала, что обречь девочек на страдания ее вынудила черная собака, а две огромные кошки, черная и рыжая, заставили ее прислуживать им. Она рассказала о том, как в сопровождении гуди Гуд и гуди Осборн ездила на "ведьмовскую встречу" верхом на шесте. В дороге им сопутствовали домовые женщин: желтая птица Гуд и крылатое создание, принадлежавшее Осборн, с двумя головами, женской и еще одной, наделенной длинным носом и волосами. Титуба кричала, что Гуд и Осборн накануне ночью заставили ее напасть на Энн Патнем младшую с ножом. Энн Патнем подтвердила это показание, заявив, что ведьмы приходили к ней с ножом и хотели отрезать ей голову.

Беда Салема заключалась в том, что Титуба не ограничилась признанием в собственном колдовстве и обвинением еще двух женщин. Она рассказала, что в Массачусетсе действует ОБЩИНА ВЕДЬМ, в состав которой входит около шести ведьм. Ими предводительствует высокий седой мужчина, одетый в черное, и что она якобы видела их всех. На следующий день на допросе Титуба призналась, что этот мужчина много раз приходил к ней, заставляя ее расписаться кровью в своей дьявольской книге, и что она увидела в ней уже девять подписей (ДОГОВОР С ДЬЯВОЛОМ).

Эта история показалась пуританам пугающе правдоподобной из-за слухов, которые ходили несколькими годами раньше и утверждали, что Салемской деревне грозит уничтожение со стороны тайной организации ведьм и что начнется оно с членов семьи священника. Хаторн, Корвин и преподобный Пэррис были вынуждены начать всеобщую охоту на тех, кто готовился совершить такие преступления. Всех трех женщин заключили в бостонскую тюрьму, где на Гуд и Осборн одели железные кандалы, чтобы их духи не могли выйти из камеры и мучить девочек. Слабая здоровьем Осборн там и умерла.
Политика колдовства. Проведение законной процедуры дознания и суда осложнялось тем, что некоторое время назад Массачусетсский залив утратил колониальные привилегии. Пуританская колония в Массачусетсском заливе появилась в 1629 году и в первые годы наслаждалась самоуправлением, но в 1684—1685 годах английские королевские власти отозвали хартию, существенно ограничив самостоятельность колонии. Своевольный сэр Эдмунд Андрос, первый королевский наместник, лишился своего поста в 1688 году после того, как в ходе Славной революции Вильгельм и Мария Оранские отобрали английский трон у Якова II. С этих времен массачусетсские власти уже не имели права самостоятельно судить преступников, которым грозила смертная казнь, и первые полгода охоты на ведьм подозреваемые просто томились в тюрьме, обычно в кандалах.

Но для пуритан утрата колониальных привилегий означала не только усложнение законодательства, но и Божье наказание: колония создавалась под покровительством Бога и пользовалась его защитой, соблюдая посты, вознося к небу молитвы и ведя достойный образ жизни. Мелкие прегрешения колонистов и отсутствие единства среди них рассматривались как все более и более серьезные нарушения соглашения с Богом. Вспышка колдовства стала последней каплей. Каждое воскресенье с кафедры преподобного Пэрриса звучали многословные речи о вреде колдовства и опубликованные проповеди КОТТОНА МАТЕРА и его отца ИНКРИЗА МАТЕРА, убеждая селян в том, что среди них поселилось зло, которое должно быть изгнано со всего побережья.

Названы новые ведьмы. Полагаясь на видения пострадавших девочек, магистрат убеждал их по возможности открыть новые имена ведьм, и младшая Энн Патнем с помощью своей мстительной мамаши обвинила Марту Кори из прихода Салемской деревни, жену местного землевладельца Джайлса Кори. Прежде чем арестовать Марту, к ней домой отправились дядя Энн, Эдвард Патнем, и Эзекиль Чивер, чтобы поговорить с ней. Предварительно они заставляли Энн рассказать, как одета Марта, надеясь доказать невиновность такой ревностной христианки. Энн отказалась сделать это, объяснив, что призрак Марты временно спрятался от нее.
Увидев гостей, Марта спокойно сказала, что знает о цели их прихода, и даже насмехалась над ними, спрашивая: "Ну что, рассказала она вам, как я одета?" Они испугались, так как решили, что Марта сверхъестественным образом узнала об их недавнем разговоре. Когда Марта пришла в дом Томаса Патнема, чтобы повидаться с Энн, у девочки начались ужасные припадки, она утверждала, что призрак Марты поджаривает человека на огне. Мерси Льюис сказала, что призрак Марты вместе с другими ведьмами пытался заставить ее подписать дьявольскую книгу. Позже Марта упорно настаивала перед магистратом на своей/ невиновности, но муки и страдания девочек в суде убедили судей в том” что она ведьма. Даже муж Марты, Джайлс, дал против нее показания и уговаривал ее покаяться.

Следующей жертвой обвинения стала Ребекка Нурс, одна из самых выдающихся жительниц Салема и примерная прихожанка. Если бы первыми обвиненными стали не Сара Гуд и Сара Осборн, а Марта Кори и Ребекка Нурс, словам девочек, возможно, не придали бы такого значения. Но теперь магистрат верил во все, что они говорили. Даже члены семей обвиняемых не сомневались в преступлениях женщин, отказываясь предположить, что магистрат или девочки могут обвинить невиновных.
Свидетельские показания против Ребекки дала Энн Патнем старшая, которая присоединилась к "потерпевшим", как называли околдованных девочек, заявив, что духи Кори и Нурс подвергли ее адским мучениям, чтобы заставить подписать книгу дьявола. Обвинение поддержали Абигайль Уильяме, Мери Уол-котт и Элизабет Хаббард, сказав, что Нурс приходила к ним с той же целью. Несмотря на старость и болезни Энн, ее вынудили предстать перед магистратом и девочками. Младшая Энн Патнем сказала, что призрак Нурс избивает ее, а старшая Энн закричала, что Ребекка привела с собой "черного человека". Ребекка защищалась как могла, но ее тоже отправили в тюрьму.
Вместе с Ребеккой в тюрьму попала четырехлетняя Доркас Гуд, которую девочки обвинили в том, что она обучалась ведьмовскому искусству у своей матери. Так же как и на других, на Доркас надели кандалы.

Дальше колдовская истерия поразила содержателей таверны Джона и Элизабет Проктор, которые открыто возмущались происходящим. Мери Уоррен, пострадавшая одной из первых, была служанкой у Прокторов. Ее первые припадки Проктору удалось "излечить", пригрозив избить ее, если она не остепенится. Узнав о том, что Проктор возмущен процессом, девочки поспешили уничтожить его.
Но еще до ареста Прокторов появилась следующая удобная мишень для обвинений. Во время проповеди преподобного Пэрриса, посвященной обвинениям в адрес Ребекки Нурс и других заподозренных ведьм, сестра Ребекки, Сара Клойс, с демонстративным отвращением покинула церковь. Девочки обвинили Клойс и Элизабет Проктор одновременно. К этому времени заседания суда переместились в дом собраний города Салем, в его состав вошли помощник губернатора Томас Данфорт и капитан Сэмюэл Сьюэлл. Муж Титубы, Джон, примкнул к потерпевшим и вместе с Мери Уолкотт, Абигайль Уильяме, младшей Энн Патнем и Мерси Льюис давал показания о том, как призраки пытают их, вынуждая подписать книгу дьявола и пить человеческую кровь. Во время допросов Абигайль и младшая Энн видели духа Джона Проктора, который сидел на потолочной балке и причинял им страдания.

Абигайль обвинила Элизабет Проктор в том, что она вынудила свою служанку Мери Уоррен подписать книгу дьявола, хитро объяснив таким образом отказ Мери давать показания против своей хозяйки. Тем самым девочки обвинили в колдовстве саму Мери, дав понять, что те, которые начнут сомневаться или отказываться от своих слов, сами станут обвиняемыми. Во время допроса Мери пришлось подтвердить обвинения девочек, чтобы снова оказаться на их стороне.
Вместе с Мери Уоррен были арестованы Джайлс Кори, Бриджит Би-шоп и Абигайль Хоббс. Бишоп содержала дом, в котором в любое время суток можно-было развлечься спиртными напитками или азартными играми. Она всегда одевалась в красное и за долгие годы приобрела в Салеме скандальную репутацию. Обвинить ее в колдовстве было совершенно естественно. Умственно отсталая Абигайль Хоббс легко созналась в колдовстве и поведала Хаторну о своей сделке с неким "типом". который благодаря этому получил возможность появляться перед девочками в ее обличье. Вместо того чтобы усмотреть в этой истории бред сумасшедшей, магистрат не усомнился ни в одном слове и счел это подтверждением видений девочек.
Восьмидесятилетний Джайлс Кори, муж Марты, которого называли сильным и жестоким, решительно отрицал свою вовлеченность в колдовство. Но обычный спектакль с рассказами девочек о терзающих их призраках и других ужасах заклеймил его как колдуна.
21 апреля на основании бреда Абигайль Хоббс в тюрьму попали еще девять человек: древний старик Неемия Эббот, родители Абигайль Уильям и Деливеренс Хоббс, пасынок Бриджит Бишоп Эдвард и его жена Сара, сестра Ребекки Нурс и Сары Клойс, Мери Исти, рабыня-негритянка Мери Блэк, Сара Уайлдс и Мери Инглиш, жена богатого салемското купца Филиппа Инглиша. До этих пор в число подозреваемых попадали только жители окрестностей Салема. Но уже пятеро из вышеназванных были жителями Топ-сфилда. Всего ведьмы обнаружились в 22 сообществах.
Допросы у Хаторна и Корвина шли по заведенному сценарию с травлей обвиняемых, припадками девочек и рассказами о нападениях призраков. Впервые во время этих допросов девочки отказались от обвинений в адрес Неемии Эббота. Возможно, что такая смена настроения произошла умышленно, чтобы показать, что девочки не собираются нападать на невиновных и могут отличить ведьм от честных горожан.
Другим повезло меньше. Эдварда и Сару Бишоп признали виновными за компанию с их матерью. Деливеренс Хоббс поначалу отрицала свою связь с ведьмами, но позже уступила напору магистрата и покаялась, что подписала дьявольскую книгу, которую принесла ей Сара Уайлдс. Такие признания давали девочкам временное облегчение. Сам Хоббс упорно настаивал на своей невиновности, но все равно попал в тюрьму. Рабыня Мери Блэк отрицала, что она прокалывала кукол, но сказала, что ей приходилось втыкать иголки в свой воротник. Суд попросил ее сделать это. Едва она воткнула иголку в ворот, девочки закричали от боли, а у Мери Уолкотт пошла кровь. Сара Уайлдс на суде держалась кротко, но и это не спасло его от заточения.

Жители деревни считали, что если две сестры уже осуждены, то и третья. Мери Исти, тоже ведьма. Но ее несокрушимое упорство на суде произвело впечатление даже на Хаторна, и он спросил у девочек, совершенно ли они уверены. Естественно, они были уверены. Доказательством вины гуди Исти послужил ее призрак, увиденный девочками. Хаторн рассердился на то, что он считал увертками Исти, и спросил ее, считает ли она девочек действительно заколдованными. Отчет утверждает, что она ответила так: "Без сил зла здесь не обошлось, но замешано ли в этом колдовство, не знаю". В течение нескольких последующих недель все девочки, кроме Мерси Льюис, усомнились в том, что они видели призрак Исти, и ее освободили. У Мерси сразу же начались ужасные конвульсии, и она заявила, что это призрак Исти душит ее за то, что она одна упорствовала в обвинении Исти в колдовстве. Исти вернулась в тюрьму.

30 апреля ряды арестованных пополнились еще шестью обвиняемыми. Ими стали Сара Мори, Лидия Дастин, Сюзанна Мартин, Доркас Хор, купец Филипп Инглиш и преподобный Джордж Баррафс. Мори в конце концов оправдали, Дастин умерла в тюрьме. Доркас Хор и Сюзанна Мартин обладали слишком независимыми характерами, чтобы не возбудить подозрений в колдовстве. Мартин даже нашла в себе смелость посмеиваться над кривлянием девочек. Филипп Инглиш сумел бежать в Бостон вместе со своей женой, также заподозренной в ведовстве, до того, как дело зашло слишком далеко. Они спасли свои жизни, но потеряли практически все имущество.
Преподобный Баррафс попал в салемскую тюрьму прямо из своего дома в Уэллсе, штат Мэн. Он был священником в Салеме до Пэрриса и не сошелся с некоторыми прихожанами. Особенно напряженные отношения сложились у него со старшей Энн Патнем, и обвинение в колдовстве послужило удобным орудием мести. Правда, первой Баррафса обвинила ее дочь, с визгом заявив, что он предлагал ей подписать книгу дьявола. Призрак представился Энн Баррафсом и похвастался, что в Салеме он убил несколько человек и что "он старший над ведьмами благодаря своей способности общаться с духами". Все согласились с тем, что именно Баррафс руководит общиной ведьм, о которой говорила Титуба.
Приняв во внимание сан и должность Баррафса, магистрат решил провести более тщательное расследование. Его допрашивали Хаторн, Корвин, капитан Сьюэлл и Уильям Стафтон. Последний проявлял особенную ревностность в изгнании ведьм. После допроса с глазу на глаз против Баррафса дали показания многие горожане, обвинив этого малорослого человека в сверхчеловеческой силе и жестокости. Девочки сопроводили допрос традиционными кривляньями. Поймав главаря общины, магистрат вздохнул с облегчением.

К сожалению, на воле пока оставались сподвижники Баррафса. Джон Уиллард, ранее участвовавший в арестах, сам попал в обвиняемые после того, как отказался подписать несколько ордеров на арест. Решающей уликой против него стала его неспособность прочитать МОЛИТВЫ ГОСПОДУ, что считалось результатом работы дьявола. Произнести слово Божье под силу только честному христианину. Вместе с Уил-лардом и собственной внучкой Маргарет арестовали и Джорджа Джекоб-са, ранее выступавшего против процесса. Джекобс также не смог прочитать МОЛИТВУ, а его служанка Сара Черчхилл заявила, что видела его имя в книге дьявола.
Как и Мери Уоррен, Черчхилл потом пожалела о содеянном, увидев своего хозяина перед судом. Но девочки тут же восстали против нее, утверждая, что и сама она подписалась в книге. Она сначала покаялась, потом отказалась от своих показаний. Не в силах забыть свое притворное покаяние, Черчхилл жаловалась, что все верили ее обвинениям, но усомнились в ее правоте, как только она попыталась говорить о чьей-то невиновности. Ее репутация обвинителя осталась незапятнанной, и она снова оказалась в компании с девочками.

Суды, приговоры и казни. Как отмечалось ранее, до получения Массачусетсом новой хартии формальные судебные процессы не проводились, и все обвиненные просто сидели в тюрьме. В мае 1692 года прибыл новый губернатор сэр Уильям Фипс и привез хартию. Не желая в одиночку связываться с этим ведьмовским притоном, Фипс создал для процесса над ведьмами специальный Гласный Окончательный суд. Теперь в нем заседали лейтенант-губернатор Уильям Стафтон в качестве председателя, Бартоломью Гедни, Джонатан Корвин, Джон Хаторн, Натаниэль Солтонстолл, Питер Серджент, Уэйт Стилл Уинтроп, Сэмюэл Сьюэлл и Джон Ричарде. Все они относились к уважаемым членам колонии, многие уже принимали участие в расследовании деятельности ведьм и арестах.
К концу мая в тюрьме томилось около ста человек, обвиненных девочками. Самыми заметными обвиняемыми были Элизабет Кери, Марта Кэрриер и Джон Элден, сын Джона и Присциллы Элден из Плимута. Судья Гедни сначала усомнился в том, что такой уважаемый морской капитан, как Элден, оказался вовлеченным в колдовство, но при виде визжащих и кричащих девочек убеждал Элдена покаяться. Тот отказался и отправился в темницу. Позже он бежал в Нью-Йорк. Элизабет Кери пришла в суд по доброй воле, узнав о готовящемся обвинении. Там она выяснила, что ее призрак не причинял девочкам вреда до тех пор, пока они не опознали ее.
Марта Кэрриер возглавила список обвиняемых из Эндовера, Массачусетс, который позже включил в себя 43 человека. Кэрриер демонстративно отказывалась признать, что терзала девочек или видела какого-то "черного человека". Но чем тверже стояла она на своем, тем сильнее корчились девочки. В конце концов Кэрриер связали по рукам и ногам, так как в соответствии с тогдашними суевериями связанная ведьма не могла причинить вреда.

Первое заседание Гласного Окончательного суда состоялось 2 июня. Он не тратил много времени на расследование виновности ведьм и чтение приговора. Первой на скамью подсудимых попала Бриджит Бишоп, и ее признали виновной. Председатель суда Стафтон подписал ей смертный приговор 8 июня, а еще через два дня ее повесили, а тело по обычаю бросили в яму на салемском ХОЛМЕ ВИСЕЛИЦ, так как ведьмы не заслуживали христианского погребения. Вскоре после начала заседаний судья Солтонстолл вышел из состава суда, недовольный ходом процесса и тем, что в качестве улик использовались видения девочек. Такая позиция привела к обвинению его самого в колдовстве.
Вопрос, могут ли считаться доказательством видения, возникал в ходе процесса неоднократно. Заключался он не в том, существовали ли призраки в действительности, но в том, мог ли Бог позволить дьяволу нападать на девочек в облике таких невинных личностей. Если дьявол не мог принимать образ человека, то ценность показаний девочек равнялась нулю. Если же он мог это сделать, то как вообще отличить виновного и невинного? Суд обратился за советом к духовенству колонии, и 15 июня священники с Икризом и Коттоном Матерами во главе предложили суду не слишком доверять видениям, если они являются единственными уликами. Более надежными считались доказательства типа "появления в поле зрения", когда приход ведьмы заставлял жертву страдать, или прикосновения, когда страдания жертвы заканчивались, если ведьма трогала ее. Тем не менее священники похвалили суд за усердие и высказались за "суровое наказание для тех, чья богопротивная деятельность доказана".
Председатель суда Стафтон ао самой смерти верил в то, что Бог не позволит дьяволу принять облик невинного человека, и процесс ускорился. Следующими судили Сюзанну Мартин, Сару Гуд и Ребекку Нурс. Мартин и Гуд приговорили сразу, а Нурс сначала оправдали. У девочек тут же начались ужасные припадки, и Стафтон встревоженно спросил у заседателей, уверены ли они в своем мнении. Заседатели посовещались и сочли Ребекку виновной. Ее друзья пытались спасти ее, подав прошение о помиловании губернатору Фипсу. Он сначала согласился, но вскоре аннулировал свой приказ.

30 июня суд приговорил Сару Уайлдс и Элизабет Хау. Хау из Топсфилда прекратила припадки Джона Индейца, коснувшись его, и на нее сразу же посыпались обвинения в том, что она насылала порчу на детей и животных. Любопытно, что в ходе процесса одна из пострадавших обвинила в колдовстве преподобного Сэмюэла Уилларда, пастора молельного дома Старого Юга в Бостоне. Он был духовником трех судей, и суд взял его под свою защиту, выразив порицание обвинявшей и объяснив публике, что она имела в виду Джона Уилларда, который уже сидел в тюрьме.
Казнь Нурс, Хау, Мартин, Сары Гуд и Сары Уайлдс состоялась 19 июля. Ревностный охотник на ведьм Нойес призвал Сару Гуд покаяться, на что она ответила: "Я не больше ведьма, чем ты колдун, и если ты лишишь меня жизни, Бог заставить тебя пить собственную кровь". Нойес умер в 1717 году предположительно от внутреннего кровоизлияния, захлебнувшись своей кровью. Всех, кроме Нурс, оставили в яме на холме; ее тело тайно вывезла с холма семья, чтобы предать земле.

Колдовство в других приходах. Теперь сила девочек выросла до такой степени, что они стали непобедимыми. Они превратились в знаменитостей колонии. К ним обращались жители окрестных городов с просьбой окинуть их поселения своим сверхчувственным взглядом и отыскать ведьм, повинных в различных несчастьях: болезнях, плохих урожаях и падеже скота. Больше всех пострадал город Эндовер, который, по словам девочек, просто кишел ведьмами. В этом рассаднике возникла новая проблема — девочки не знали никого по именам, и им приходилось идентифицировать преступников по возникновению припадков перед воротами домов и исцелению прикосновением. Многие в городе предпочли покаяться, так как поняли, что только покаяние спасает от виселицы. Упорствовавшие в своей лжи попадали в петлю.
В число обвиненных девочками людей попали некоторые именитые граждане Эндовера, например, мировой судья Дадли Бредстрит, сын бывшего губернатора колонии. Вместе с ним обвинение пало и на его брата Джона. Чтобы избежать ареста, оба брата со своими женами покинули колонию. Также в Эндовере казнили за ведьмовство двух собак. Некий горожанин, обвиненный девочками, называемый в отчете "достойным джентльменом из Бостона", подал на них в суд за клевету, требуя 1000 фунтов в качестве возмещения морального ущерба. После этого потерпевшие предпочли отправиться осматривать другие города.

Казни продолжаются. В следующую группу осужденных Гласным Окончательным судом вошли Элизабет и Джон Проктор, Джон Уил-лард, Джордж Баррафс, Джордж Джекобс и Марта Кэрриер. Суд отложил казнь Элизабет Проктор из-за ее беременности, и эта отсрочка спасла ей жизнь. Сыновья Кэрриер под пыткой покаялись в связях с нечистой силой^Внуяка Джекобса, Маргарет, дала показания, что ее дед — колдун, но позже отреклась от них. Ей никто не поверил, но саму ее все-таки оправдали.
Уиллард, Джекобс, Кэрриер, Баррафс и Джон Проктор взошли на ХОЛМ ВИСЕЛИЦ 19 августа. Перед смертью Баррафс поразил собравшуюся толпу, полностью прочитав Молитву Господу. Среди людей начался шум, они требовали освободить Баррафса. Это пожелание натолкнулось на крики пораженных девочек. Они утверждали, что Баррафс прочитал Молитву при помощи "черного человека". В те времена считалось, что дьявол не может читать Молитву, и настроение толпы ухудшилось. Беспокойство людей подавил преподобный Коттон Матер. Он объяснил, что, во-первых, Баррафса не посвятили в духовный сан, а во-вторых, дьявол, как известно, способен превратиться даже в белоснежного ангела, если ему это угодно. Когда толпа угомонилась, Коттон Матер приказал продолжать казнь. Как и раньше, тела сбросили в неглубокую яму, едва присыпав землей, так что рука и подбородок Баррафса остались открытыми.

Еще пятнадцать ведьм предстали перед судом и были признаны виновными в сентябре. Четверо из них покаялись, чтобы предотвратить казнь и спасти свои души. Еще трое избежали смерти либо из-за беременности, либо благодаря покаянию, либо попросту сбежав из тюрьмы. Оставшихся восьмерых — Марту Кори, Мери Исти, Элис Паркер, Энн Пудитер, Маргарет Скот, Уилмотта Редда, Сэмюэла Уордвелла и Мери Паркер повесили 22 сентября.
Основанием для осуждения Элис Паркер, Энн Пудитер и Уилмотта Редда послужили видения девочек. Мери Паркер прошла испытание в суде на исцеление прикосновением, вызвала кровотечение изо рта Мери Уоррен и сделала прокол на ее руке. Окончательно запуганный Сэмюэл Уордвелл сознался в том, что подписал книгу дьявола в обмен на обещание богатства. Позже он отрекся от своего покаяния, но суд учел только первое признание. Во время казни Уордвелл закашлялся, вдохнув дым от трубки палача. Девочки, как всегда в первых рядах, закричали, что это дьявол мешает ему покаяться.
Джайлса Кори задавили до смерти 19 сентября за то, что он отказался признать правомочность суда. Богатый землевладелец Кори знал, что, если суд признает его виновность, его имущество отойдет короне. Он подумал, что, если он не признает права суда, его нельзя будет судить и приговорить, и он таким образом сохранит свое имущество. Рассерженный суд приговорил Кори к "строгой и мучительной казни". Его привезли на салемские поля, распластали на земле и положили сверху большую деревянную доску. На доску стали по одному класть камни. Через некоторое время вес стал столь велик, что у Джайлса вывалился язык изо рта. Шериф Джордж Корвин тростью запихал его обратно. На все вопросы Кори отвечал требованием увеличить груз. На него навалили еще камней, пока его совсем не раздавило. Энн Патнем сочла такое наказание справедливым. По ее утверждению, Джайлс согласился подписать книгу после того, как дьявол пообещал ему, что он никогда не попадет на виселицу.

Истерия стихает. Тогда, в конце сентября, толпа еще не знала, что это последние казни. Священники колонии, ранее высказывавшие сомнения в убедительности призрачных видений как улик, теперь окончательно восстали против использования их в качестве доказательств на суде. Число обвинителей выросло до 50 человек, заставив даже опытных охотников за ведьмами, таких как преподобный Джону Хейл, усомниться в возможности наличия такого количества ведьм и подписавших договор с дьяволом в маленькой колонии. У потерпевших девочек началось головокружение от успехов и они посмели обвинить жену губернатора леди Фипс. Это была последняя капля. 29 октября губернатор Фипс распустил Гласный Окончательный суд.
Но тюрьмы все еще ломились от обвиненных в ведьмовстве, и губернатор Фипс попросил Верховный Суд оказать содействие в завершении процесса. В состав новой судебной коллегии вошли Уильям Стафтон (опять в качестве председателя), Джон Ричарде, Уэйт Стилл Уинтроп, Сэмюэл Сьюэлл и Томас Данфорт. Все, кроме Данфорта, уже заседали в Гласном Окончательном суде, но за исключением Стафтона все они докладывали губернатору о своей неудовлетворенности процессом и необходимости повторного рассмотрения. Губернатор согласился. Теперь судебные заседания проводились не только в Салеме, но и в других местах, пострадавших от ведьм. Что наиболее важно, видения не считались теперь доказательством причастности человека к ведьмовству.
Без этой улики суд выносил практически только оправдательные приговоры. Только троих признали виновными, и Стафтон поспешно подписал смертные приговоры им и еще пятерым, осужденным в сентябре. Но губернатор Фипс, утомленный непримиримостью Стафтона, помиловал всех восьмерых. Следующее заседание суда состоялось 25 апреля, а 9 мая он собрался в последний раз. Все обвиняемые были оправданы. Так закончился этот кошмарный процесс. В мае Титубу выпустили из тюрьмы и продали в рабство, чтобы окупить расходы по ее содержанию.

Что было потом. Отказ от использования видений в качестве улик поставил колонию перед тяжелой дилеммой: было ли их использование ошибкой или обвиняемые действительно совершили грехи, в которых каялись, и процесс сохранил добрые отношения между пуританами и Господом? В первом случае государство совершило убийство, подрывающее его собственные основы. А если видения не доказывают факта ведьмовства, то можно ли его доказать хоть как-нибудь?
В конце концов все произошедшее стало рассматриваться как нарушение соглашения Господа с Новой Англией; не просто судебная ошибка, но тяжкий грех, нуждающийся в искуплении. Участники процесса: Коттон и Инкриз Матеры, духовенство, магистрат, даже обвинители — все страдали от болезней и неудач в годы, последовавшие за трагедией. Сэмюэлу Пэррису пришлось оставить пост священника в Салеме. В 1706 году младшая Энн Патнем просила прощения у деревни. Задолго до этого, 14 января 1697 года, пуританское духовенство призвало ее для публичного покаяния и унижения. С церковной кафедры в это утро ее признания слушал Сэмюэл Сьюэлл.
С 1703 года колониальные власти Массачусетса приступили к реабилитации осужденных и казненных. Удивительно, что пострадавшим в ходе процесса и их семьям выплатили финансовое возмещение. В 1711 году власти Массачусетсского залива впервые в правительственной практике добровольно компенсировали ущерб жертвам судебной ошибки.
Уже в 1693 году Инкриз Матер написал в книге "Случаи пробуждения совести, касающиеся злых духов в человеческом облике", что обнаружить ведьму практически невозможно, поскольку решение вопроса базируется на предположении, что Господь не допустил абсолютно точного воплощения дьявола в человеке, тогда как и Бог, и Дьявол находятся вне сферы человеческого понятия. Общее впечатление выразил в своей книге "Попытка проникновения в природу колдовства" (1697) преподобный Джон Хейл, некогда поддерживавший охоту на ведьм. "Я глубоко сожалею о тех печальных последствиях, которые возымело наше действие, и о невозможности исправить что-либо". Участники событий, продолжает он, не имели намерения совершить зло, но "так велика оказалась сила мучений и плача пострадавших, а также влияние предыдущих прецедентов, и столь темны были дни, что мы шли как в тумане, не видя дороги".

Салемское наследство. Истерия 1692 года до сих пор привлекает в Салем и соседний с ним Денвере множество туристов. Холм Виселиц, некогда расположенный далеко от города и служивший местом казней и захоронения ведьм, давно застроен жилыми домами. Согласно легенде, в этих местах можно встретить призраки казненных. Дом ведьм, реставрированное жилище судьи Джонатана Корвина, открыт для осмотра. Посетителям показывают небольшое помещение, в которое магистрат вызывал дрожащих горожан, чтобы решить, нужно ли обвинить их и предать суду. Тюрьмы уже не существует, но подвал воссоздан в помещении музея "Салемский подвал ведьм". Вся история процесса подробно изложена в экспозиции Музея ведьм, расположенного в бывшей церкви. Этот музей ежегодно посещают 140 000 человек.

Отредактировано Djenshen (2007-09-06 17:31:37)

0

7

Нда....Ну тут два варианта - либо девочки реально врали,либо все омгло оказаться так,чт онои были правы. Но на основе видений,которых кто-то видел, нельзя судить сотню людей....

0


Вы здесь » ЛЫСАЯ ГОРА » Ведьмы » Ведьмы: история